Маркировка товаров – инструмент контроля государства, отслеживающего перемещение некоторых видов товара от момента производства до реализации. Система маркировки:
-
Защищает покупателя от подделок и контрафакта;
-
Исключает «серые» схемы импорта;
-
Обеспечивает качество и безопасность изделия.
В этой статье мы ответим на новые популярные вопросы по маркировке.
Вопросы по маркировке (Часть 1)
Вопросы по маркировке (Часть 2)
Какая ответственность будет за непредставление сведений в отношении маркированных товаров?
Участники оборота маркированных товаров должны передавать сведения о них в информационную систему мониторинга. С 01.12.2021 вводится ответственность за непредставление сведений, нарушение порядка и сроков представления сведений, а также за представление неполных, недостоверных сведений в отношении обязательных к маркировке товаров в информационную систему мониторинга. Такое нарушение повлечет предупреждение или штраф. На должностных лиц – 1000 до 10 000 рублей и на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.
Сейчас ответственность за эти нарушения отсутствует. Рассматривать дела об административных нарушениях по ст. 15.12.1 КоАП РФ будет Роспотребнадзор.
Производство и продажа немаркированных товаров
Если товар подлежит обязательной маркировке, производить и продавать его без маркировки в общем случае нельзя. За такие нарушения установлена административная ответственность по ст. 15.12 КоАП РФ, а именно:
-
за производство немаркированных товаров и продукции (кроме алкоголя и табака) предусмотрен штраф (с конфискацией) для должностных лиц – в размере от 5000 до 10 000 рублей; для юридических лиц штраф – от 50 000 до 100 000 рублей
-
за продажу немаркированных товаров и продукции, а также за хранение, перевозку, приобретение в целях сбыта (кроме алкоголя и табака) – штраф (с конфискацией) для должностных лиц – от 5000 до 10 000 рублей; для юридических лиц – от 50 000 до 300 000 рублей
С 01.12.2021 ответственность по ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ будет наступать не только за производство немаркированных товаров и продукции, но также и за ввод в оборот немаркированного товара (продукции). Это актуально для производителей и импортеров. Кроме того, установлена ответственность за ввод в оборот немаркированных табачных изделий.
Протоколы по нарушениям ч. 1 и 3 ст. 15.12 КоАП РФ будут составлять Роспотребнадзор и Росстандарт. Дела о нарушениях по ст. 15.12 КоАП РФ, как и сейчас, будут рассматривать судьи.
Лекарственные препараты
С 01.12.2021 в самостоятельный состав выделяется ответственность за производство и продажу немаркированных лекарственных препаратов. Такие нарушения повлекут штраф (с конфискацией). Для должностных лиц – от 5000 до 10 000 рублей и для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.
Поправки будут закреплены в ст. 6.34 КоАП РФ, которая в настоящее время предусматривает только ответственность за несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов.
Сумма штрафов за несвоевременное внесение данных о лекарственных препаратах останется прежней. В то же время с 01.12.2021 за административные нарушения по ст. 6.34 КоАП РФ предприниматели будут нести ответственность уже не в том же размере, что и организации, но как должностные лица. Таким образом, сумма штрафа для ИП будет в 10 раз меньше.
Составлять протоколы за нарушения по ч. 1 ст. 6.34 КоАП РФ будут Росздравнадзор и Минпромторг. Дела об административных нарушениях по ч. 1 ст. 6.34 КоАП РФ будут рассматривать судьи, а нарушения по ч. 2 ст. 6.34 КоАП РФ, как и сейчас, – Росздравнадзор.
Будет ли ответственность, если продавец маркированного товара не перейдет на ФФД 1.2?
С 06.08.2019 изменились требования к онлайн-кассам и фискальным накопителям. В соответствии с поправками устройства при расчетах за маркированные товары должны направлять информацию в систему маркировки, то есть поддерживать ФФД 1.2. Между тем законом установлен двухлетний переходный период, который истекает 06.08.2021.
В письме от 09.06.2021 № АБ-4-20/8056@ ФНС России пояснила, что в настоящее время в реестр ФН включены две модели ФН, которые поддерживают ФФД 1.2. Экземпляры иных моделей ФН, которые не поддерживают ФФД 1.2, будут исключены из реестра после 06.08.2021, так как они не соответствуют новым требованиям. Однако пользователи вправе до 06.08.2021 зарегистрировать ФН "старого образца" в составе онлайн-кассы и применять его до конца срока действия. После 06.08.2021 регистрировать ФН "старого образца" нельзя.
Продавцы маркированных товаров
Продавцы маркированных товаров, как и все остальные, могут зарегистрировать онлайн-кассу вместе с ФН "старого образца" до 06.08.2021 и применять его до конца срока действия.
Если в онлайн-кассе, которая не поддерживает новые требования, установлен ФН "нового образца", после 06.08.2021 при расчетах за маркированные товары следует перейти на новую версию этой ККТ, либо на новую модель ККТ, которая поддерживает ФФД 1.2. Если в реестре ККТ отсутствует обновленная версия применяемой пользователем модели онлайн-кассы, разрешается применять действующую онлайн-кассу до окончания срока действия ФН "нового образца".
После 06.08.2021 пользователи, которые продают маркированные товары, вправе регистрировать новую или перерегистрировать действующую онлайн-кассу только с применением ФФД 1.2. Однако если в реестре ККТ не будет онлайн-кассы, которая поддерживает ФФД 1.2, пользователь может зарегистрировать новую или перерегистрировать действующую онлайн-кассу "старого образца".
С 06.08.2021 можно перерегистрировать онлайн-кассу по причинам, не связанным с заменой ФН, и применять ФН "старого образца" до конца срока действия.
Административная ответственность
Налоговая служба также отметила, что использование при расчетах за маркированные товары онлайн-кассы, которая не поддерживает ФФД 1.2, является нарушением, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ. Это влечет для должностных лиц (в т. ч. ИП) – предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей и для юридических лиц – предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
Между тем административная ответственность пользователя возможна, только если установлена его вина. По мнению ФНС России, на отсутствие вины пользователя указывает:
-
в реестре нет сведений об обновленной ККТ
-
либо пользователь по независящим от него причинам не может получить от изготовителя необходимую ККТ
-
либо пользователь по независящим от него причинам не может начать применять ККТ, поддерживающую ФФД 1.2
Поэтому ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ в указанных случаях у пользователя онлайн-кассы не будет. Следует учитывать, что договор на поставку онлайн-кассы не может быть заключен ранее той даты, когда модель этой онлайн-кассы будет включена в реестр, а срок поставки онлайн-кассы от изготовителя не должен превышать разумный срок с момента включения этой модели онлайн-кассы в реестр.
Что изменилось в маркировке молока?
В России действует обязательная маркировка молочной продукции. Маркировке подлежат сыры, мороженое, молоко, сливки, масло, творог и пр. Правительство предоставило некоторые преференции участникам оборота молочной продукции
Даты начала маркировки, передачи сведений о нанесении средств идентификации и вводе в оборот производителями и импортерами остались прежними:
- сыры и мороженое – с 01.06.2021
- молочная продукция со сроком хранения более 40 суток – с 01.09.2021
-
молочная продукция со сроком хранения до 40 суток – с 01.12.2021
Если на указанную выше дату есть остатки немаркированной продукции, которая произведена или ввезена до этой даты, продавать ее можно без нанесения маркировки до окончания срока годности. Вводится правило, что в течение одного месяца после начала обязательной маркировки таможенные органы вправе выпускать для внутреннего потребления или реимпорта немаркированную продукцию, приобретенную до даты введения обязательной маркировки.
Если ранее был установлен единый срок для передачи в систему мониторинга сведений о розничной продаже молочной продукции – с 01.12.2021, то теперь установлены разные сроки в зависимости от вида продукции. Так, сведения о розничной продаже молочной продукции сроком годности более 40 суток необходимо направлять с 01.06.2022, а остальной молочной продукции – с 20.01.2022. Отсрочка касается всех, кто продает молочную продукцию в розницу – производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов.
Кроме того, наряду с крестьянскими хозяйствами любую молочную продукцию до 01.12.2022 могут не маркировать и сельскохозяйственные производственные кооперативы.
Есть новости для тех, кто реализует молочную продукцию через торговые автоматы. С 01.06.2021 установлено, что данные в систему мониторинга о выводе из оборота продукции в таком случае передаются при отгрузке со склада. Поэтому дожидаться реализации потребителю не нужно.
Организации и предприниматели, которые находятся в отдаленных, труднодоступных, а также отдаленных от сетей связи местностях, теперь могут регистрироваться в системе мониторинга в течение 30 календарных дней со дня осуществления действий с товаром. Сведения о вводе в оборот, обороте, выводе из оборота таким организациям разрешено направлять в информационную систему в течение 30 календарных дней со дня отгрузки молочной продукции. Такой порядок передачи сведений распространяется также на тех, кто торгует мороженым в киосках и молоком в розлив.
Средство идентификации можно наносить на конструктивно отделяемые без повреждений части потребительской упаковки.